• /
  • /

Техники работы с метафорическими картами (МАК): подробный гайд и упражнения для психологов

Дата публикации 03.03.2025
Разные техники работы с ассоциативными картами помогают добиться разных результатов
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — эффективный инструмент в арсенале психологов и коучей. В этой статье собраны проверенные техники работы с метафорическими картами, описаны полезные упражнения с МАК для психологов и коучей, а также рассматриваются лучшие практики и современные методы использования МАК. Вы узнаете, как работать с метафорическими картами, познакомитесь с примерами интерпретации изображений и научными данными об эффективности этого метода. В конце представлен обзор цифровых возможностей и нативно интегрирован совет по использованию Telegram-бота, который автоматизирует работу с картами. Этот подробный гайд поможет как начинающим, так и практикующим специалистам освоить методы работы с МАК и обогатить свою практику новыми техниками.

Виктория Лысенко, психолог-коуч, КПТ-психолог, автор статей
Виктория Лысенко
Психолог, автор статьи

Что такое метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это наборы карточек с разнообразными изображениями: на них могут быть люди, животные, пейзажи или абстрактные сцены​.

Каждая такая карта – носитель метафоры. Метафорические карты используются психологами как проективная методика: клиент, глядя на изображение, проецирует на него свои личные переживания, эмоции и ассоциации. В отличие от прямого вопроса, работа через метафору позволяет обойти сознательные защиты и заглянуть в подсознание человека. Например, на одной и той же картинке разные люди видят разное – карта вызывает сугубо индивидуальные чувства и воспоминания, что делает МАК универсальным инструментом для диагностики и терапии​.

Почему МАК стали популярны? Людям зачастую проще рассматривать картинки с метафорами, чем напрямую говорить о своих проблемах. Визуальный образ мягко вовлекает человека в работу над собой. Научные данные подтверждают, что МАК облегчают работу с клиентами, которым трудно описывать свои чувства и состояния: карта снимает напряжение и служит мостиком к эмоциональной сфере​.

Исследования показывают, что метафорические ассоциативные карты формируют у клиента ощущение безопасности и доверия, создавая общий «язык» общения между ним и психологом​.

Проработав ситуацию с помощью метафоры, человек может найти решение, до которого не додумался бы рациональным путём – ведь МАК относятся к проективным методикам, помогающим выявить скрытые мысли и переживания​.

Эффективность МАК: что говорит наука

Работа с МАК зарекомендовала себя как действенный метод психотерапии и коучинга. Психологическое сообщество заинтересовано в доказательности метода, поэтому были проведены исследования эффективности метафорических карт в разных областях – от клинической психологии до образования​. В результате ученые выявили ряд полезных эффектов метафорических карт.

Карты создают безопасное пространство для обсуждения даже очень сложных тем. Визуальная метафора позволяет смягчить острые переживания и взглянуть на проблему со стороны, снижая сопротивление клиента и обходя его защитные механизмы​.

Использование метафорических карт активирует правое полушарие мозга – воображение, интуицию, образное мышление​. Благодаря этому клиент начинает мыслить творчески, видеть новые варианты решений, выходящие за рамки привычного.

Терапия с МАК помогает выявить глубинные установки и эмоциональные конфликты. Исследование, опубликованное в научном журнале, показало, что регулярная работа с метафорическими картами снижает уровень тревожности и депрессии у клиентов за счёт проработки внутренних переживаний в проективной форме.

Метафорические карты эффективны в работе с людьми разного возраста: они успешно применяются и в детско-подростковой психотерапии (развитие воображения, умения говорить о чувствах), и во взрослой консультативной практике (поиск ресурсов, выход из кризисов). Конечно, МАК – не панацея, и важно сочетать их с другими методами, но научные данные подтверждают их ощутимый терапевтический потенциал. Недаром метафорические карты преподаются в вузах как отдельный инструмент психологической работы​, а число специалистов, освоивших этот метод, постоянно растёт.
Работа с МАК зарекомендовала себя как действенный метод психотерапии и коучинга. Психологическое сообщество заинтересовано в доказательности метода, поэтому были проведены исследования эффективности метафорических карт в разных областях – от клинической психологии до образования​. В результате ученые выявили ряд полезных эффектов метафорических карт.

Карты создают безопасное пространство для обсуждения даже очень сложных тем. Визуальная метафора позволяет смягчить острые переживания и взглянуть на проблему со стороны, снижая сопротивление клиента и обходя его защитные механизмы​.

Использование метафорических карт активирует правое полушарие мозга – воображение, интуицию, образное мышление​. Благодаря этому клиент начинает мыслить творчески, видеть новые варианты решений, выходящие за рамки привычного.

Терапия с МАК помогает выявить глубинные установки и эмоциональные конфликты. Исследование, опубликованное в научном журнале, показало, что регулярная работа с метафорическими картами снижает уровень тревожности и депрессии у клиентов за счёт проработки внутренних переживаний в проективной форме.

Метафорические карты эффективны в работе с людьми разного возраста: они успешно применяются и в детско-подростковой психотерапии (развитие воображения, умения говорить о чувствах), и во взрослой консультативной практике (поиск ресурсов, выход из кризисов). Конечно, МАК – не панацея, и важно сочетать их с другими методами, но научные данные подтверждают их ощутимый терапевтический потенциал. Недаром метафорические карты преподаются в вузах как отдельный инструмент психологической работы​, а число специалистов, освоивших этот метод, постоянно растёт.

2 ассоциативные карты на столе могут вызывать у разных людей разные трактовки.

Популярные техники и упражнения с МАК для психологов и коучей

Существует множество подходов и приёмов, как работать с метафорическими картами. Одни методы больше подходят для индивидуальной терапии, другие – для групповых тренингов или коучинговых сессий. Ниже приведены самые популярные техники работы с метафорическими картами и упражнения, которые психологи и коучи успешно используют на практике. Каждая техника сопровождается краткой инструкцией и пояснениями, как интерпретировать выпавшие карты. Эти упражнения МАК для психологов помогут разнообразить вашу работу и тонко настроиться на клиента.

Базовая техника «Вопрос-ответ» с одной картой

Самый простой способ начать работу с МАК – задать конкретный вопрос и вытянуть из колоды случайную карту как ответ. Эта базовая техника лежит в основе многих упражнений.

Порядок действий: предложите клиенту сформулировать запрос или волнующий вопрос, например:
«Что мне мешает продвигаться в карьере?»
Затем клиент вслепую вытягивает одну карту из колоды. Задача психолога — аккуратно помочь клиенту раскрыть смысл изображения в контексте его запроса. Попросите описать картинку:
«Что вы видите на карте? Какие чувства она вызывает?»
И связать это с ситуацией. Метафора зачастую проясняет скрытые аспекты проблемы.

Пример: на вопрос о карьере выпадает карта с изображением закрытой двери. Клиент может увидеть в ней метафору «закрытых возможностей» или своего страха перед неизвестностью. Обсуждая ассоциации, психолог и клиент вместе находят новые понимания — например, что сам клиент не решается постучать в «закрытые двери», то есть избегает пробовать новое. Таким образом, даже одна случайная карта, вытянутая в ответ на запрос, запускает важные инсайты.

Базовая техника «Вопрос-ответ» с одной картой

Это упражнение помогает увидеть динамику ситуации во времени. Клиент вытягивает три карты и раскладывает их в ряд. По традиции: левая карта символизирует прошлое, средняя – настоящее, правая – будущее развития ситуации. Психолог последовательно обсуждает с клиентом каждое изображение.

Вопросы для проработки:
Как эта картинка резонирует с вашим прошлым опытом в данной проблеме?
Что она говорит о текущем состоянии дел?
Каким видится возможный исход или следующий шаг?
Такая раскладка хороша для коуч-сессий и при работе с запросами на изменение.

Пример: клиент хочет понять корни своей неуверенности. Он вытягивает 3 карты: в левой — изображение ребенка, прячущегося под стол (ассоциация с прошлым страхом или критикой в детстве), в средней – человек, стоящий перед зеркалом (символ нынешних сомнений в себе), в правой – горящий факел (метафора просветления, надежды на обретение уверенности). Обсуждая эти образы, клиент осознаёт, как прошлые установки влияют на текущее состояние и что поможет ему двинуться к желаемому будущему.

Техника «Препятствия и ресурсы»

Данная техника популярна у практикующих психологов, поскольку позволяет одновременно выявить, что мешает клиенту и что помогает.
Порядок действий: предложите клиенту вытянуть три карты.
Первая карта отвечает на вопрос:
«Что сейчас является главным препятствием (трудностью) в ситуации?».

Вторая карта
«Какие ресурсы или поддержка у меня уже есть?».

Третья
«Что поможет преодолеть препятствие?».

Карты раскладываются и последовательно интерпретируются. В упомянутой выше статье перечислены подобные упражнения – например, техника «Значимые другие» рекомендует выбрать карты, олицетворяющие важных людей в жизни клиента​. По схожему принципу можно олицетворять и препятствия с ресурсами.

Пример: клиентка жалуется на застой в личностном росте. Первая карта показывает болото – она ассоциирует его с ощущением застревания и апатии. Вторая карта – солнце, восходящее из-за туч: клиентка вспоминает о своей оптимистичной натуре и поддержке друзей (её ресурс – умение видеть хорошее). Третья карта – горная тропа вверх: символ того, что решение – постепенно, шаг за шагом, выходить из «болота». В итоге клиентка визуально увидела и препятствие, и свой ресурс, и направление движения вперёд. Эта техника наглядно раскрывает внутреннюю картину клиента и укрепляет веру в преодоление трудностей​.

Техника «Сказка обо мне»

Креативное упражнение для самопознания, часто используемое в коучинге и арт-терапии. Клиент составляет повествование о себе в форме сказки, опираясь на последовательность случайно выбранных карт.

Как проводить: попросите клиента по очереди вытянуть, скажем, 5–6 карт из колоды. Каждую карту он переворачивает и сразу придумывает фрагмент истории, где образ с карты – герой или событие. В итоге получается метафорическая сказка, отражающая внутренний мир клиента.

Зачем это нужно: сказочная форма позволяет обойти цензуру и говорить о себе отстранённо, через образы. Часто в придуманной истории проявляются ключевые конфликты или мечты человека.
Например, упражнение «Сказка обо мне» предлагает составить рассказ о себе, опираясь на доставаемые метафорические карты​.
Если клиенту выпадает карта с изображением путника перед развилкой – в сказке герой оказывается на распутье; если далее карта с изображением сердитого великана — в сюжете появляется препятствие или враг, и т.д. В финале клиент сам анализирует, что за метафоры всплыли в его сказке, а психолог помогает соотнести их с реальной жизнью. Такая творческая техника МАК развивает самоосознанность и часто приводит к глубоким открытиям. Психологи отмечают, что даже для рациональных клиентов формат игры в сказку снижает напряжение и позволяет говорить о личном гораздо откровеннее.

Техника «Ресурсное место»

Эта методика работы с МАК направлена на управление эмоциональным состоянием клиента, особенно если он тревожится или переживает стресс прямо во время сессии. Техника «Ресурсное место» применяется при работе с травмой или острым горем, когда нужно быстро стабилизировать клиента​.

Порядок действий: попросите человека вспомнить любое место, где он когда-то чувствовал себя абсолютно спокойно, хорошо и безопасно. Это может быть реальное воспоминание (например, бабушкин сад в детстве, любимый морской берег) или воображаемое место. Затем дайте колоду карт с пейзажами или абстрактными образами и предложите выбрать открытую карту, наиболее похожую на это «ресурсное» место.

Когда клиент найдёт картинку, от которой ему становится немного легче, обсудите её:
«Что на ней изображено? Какие ощущения возникают?».
Попросите его максимально погрузиться в приятные детали образа. Фактически, карта здесь служит якорем для положительного состояния.

Результат: клиент эмоционально переключается – тревожность снижается, появляется чувство опоры. В дальнейшем можно советовать ему мысленно возвращаться к этой карте-образу в стрессовых ситуациях.

Техника «Ресурсное место» часто предшествует основной работе с запросом, подготавливая клиента к глубокому погружению без излишней боли​

Пример раскладки метафорических ассоциативных карт из классической универсальной колоды (OH-карты). Каждая карточка содержит образ, вызывающий у разных людей разные ассоциации. На одном из рисунков человек может увидеть одиночество (например, фигура на пустом пляже), а другой в той же карте почувствует свободу и простор. Психолог предлагает клиенту описать, что он видит и чувствует, – так начинается работа с личными метафорами и их интерпретация.

Другие полезные методы работы с МАК

Среди методов работы с МАК есть и другие интересные наработки. К примеру, техника «Колесо жизненного баланса» заимствована из коучинга: клиент вытягивает несколько карт на разные сферы жизни (здоровье, работа, отношения, саморазвитие и др.) и анализирует удовлетворённость каждой сферы через образы. Если какая-то из карт явно негативна по восприятию – это сигнал, что сфера требует внимания.

«Окно Джохари» с МАК – позволяет исследовать личность клиента через четыре области: открытое (что я знаю о себе и показываю другим), скрытое (что знаю, но скрываю), слепое пятно (что видят другие, а я нет) и неизвестное. Для каждой области клиент подбирает карту-метафору, а психолог помогает осмыслить результат.

Cоздание персональной колоды: клиенту предлагают из множества разных карт выбрать 5–10, которые наиболее откликаются его личности или ситуации, фактически составив «колоду моего жизненного пути». Обсуждение выбора даёт богатый материал для терапии.

Таким образом, вариаций техник очень много – творческий специалист может адаптировать существующие упражнения или придумывать новые расклады под конкретный запрос.

Важно помнить: при использовании любых техник МАК роль психолога – быть проводником, а не навязывать своё значение образов. Одна и та же карта «говорит» каждому на его языке, и ценность метода именно в персональной интерпретации. В следующем разделе мы рассмотрим современные цифровые возможности, которые делают работу с метафорическими картами ещё более удобной.

Новейший тренд – интеграция МАК в мессенджеры.

Работа с МАК зарекомендовала себя как действенный метод психотерапии и коучинга. Психологическое сообщество заинтересовано в доказательности метода, поэтому были проведены исследования эффективности метафорических карт в разных областях – от клинической психологии до образования​. В результате ученые выявили ряд полезных эффектов метафорических карт.

Карты создают безопасное пространство для обсуждения даже очень сложных тем. Визуальная метафора позволяет смягчить острые переживания и взглянуть на проблему со стороны, снижая сопротивление клиента и обходя его защитные механизмы​.

Использование метафорических карт активирует правое полушарие мозга – воображение, интуицию, образное мышление​. Благодаря этому клиент начинает мыслить творчески, видеть новые варианты решений, выходящие за рамки привычного.

Терапия с МАК помогает выявить глубинные установки и эмоциональные конфликты. Исследование, опубликованное в научном журнале, показало, что регулярная работа с метафорическими картами снижает уровень тревожности и депрессии у клиентов за счёт проработки внутренних переживаний в проективной форме.

Метафорические карты эффективны в работе с людьми разного возраста: они успешно применяются и в детско-подростковой психотерапии (развитие воображения, умения говорить о чувствах), и во взрослой консультативной практике (поиск ресурсов, выход из кризисов). Конечно, МАК – не панацея, и важно сочетать их с другими методами, но научные данные подтверждают их ощутимый терапевтический потенциал. Недаром метафорические карты преподаются в вузах как отдельный инструмент психологической работы​, а число специалистов, освоивших этот метод, постоянно растёт.
Так, появился специализированный Telegram-бот, который автоматизирует работу психолога с метафорическими картами. Этот бот способен в режиме реального времени выбирать случайные изображения из различных колод и мгновенно показывать их клиенту в чате, фактически проводя интерактивную МАК-сессию онлайн.

Например, психолог и клиент находятся в разных городах, но через Telegram-бота они подключаются к общей сессии: бот «вытягивает» карту, отправляет картинку клиенту, тот описывает свои ассоциации, а психолог тут же продолжает работу с полученным материалом. Такой подход позволяет быстро подключать клиента к сессии и получать карты в реальном времени, без необходимости встречаться лично или иметь физические колоды под рукой. Нативно встроенный в популярный мессенджер, инструмент обеспечивает и удобство, и конфиденциальность – все происходит в приватном чате. В результате психолог экономит время на организационных моментах, а клиент получает доступ к проективной методике буквально в несколько кликов.

Telegram-бот для МАК — яркий пример того, как современные технологии служат психологии. Он не заменяет живого специалиста, но значительно облегчает процесс терапии, делая его более динамичным. Психолог может фокусироваться на содержательной работе, доверив техническую часть (выбор и демонстрацию карт) программе. Для клиента же взаимодействие с ботом часто оказывается даже увлекательным: это напоминает знакомый формат чат-бота, только с терапевтическим уклоном. Таким образом, digital-решения расширяют границы использования метафорических карт, позволяя помогать людям быстрее и в любом месте. Если вы практикующий психолог или коуч, стоит обратить внимание на такие инструменты: возможно, они станут ценным дополнением к вашей работе с клиентами.
Статья была вам полезна? Узнали что-нибудь новое?

Другие статьи